Биография

Андрей Вознесенский - один из известнейших поэтов-шестидесятников. По образованию – архитектор, по гражданской позиции – шестидесятник, читавший свои дерзкие нонконформистские стихи огромной аудитории Политехнического музея и Триумфальной площади возле памятника Маяковскому. Его творчество олицетворяет эпоху «оттепели», является воплощением свободной художественной мысли, талантливого смелого новаторства.

img
1933

Рождение

Отец - Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), участник строительства крупнейших гидроэлектростанций - Братской, Ингурской. Фамилия ясно указывает на происхождение из духовного сословия. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде. Мать - Антонина Сергеевна Вознесенская, урожденная Пастушихина (1905-1983) - тоже из Владимирской области. Здесь, в Киржаче, провел часть детства будущий поэт. Во время войны, эвакуированные из Москвы мать с Андреем, жили в зауральском Кургане. 

img
1958

Юность

Тяга к поэзии проявилась у Вознесенского еще в юности. Свои детские стихи поэт никогда не упоминал, хотя, очевидно, что они уже обнаруживали талант. Недаром Борис Пастернак, получив их по почте от четырнадцатилетнего мальчика, пригласил его к себе и затем приблизил. В 1957 году Вознесенский окончил Московский архитектурный институт и получил специальность архитектора. Но его жизнь уже полностью принадлежала литературе. В 1958 году его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы "Мастера" (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в культурное пространство современности, получив признание миллионов читателей. "Ваше вступление в литературу - стремительное, бурное, я рад, что до него дожил", - писал Пастернак из больницы.

img
1960

Расцвет творчества

В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта - "Парабола" и "Мозаика". Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов "40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша" (1962). Уже тогда наиболее прозорливые знатоки поняли, что в лице Вознесенского Россия получила нечто ранее не бывавшее. Остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная, поэзия Вознесенского воплощала в себе своеобразный синтез лирики и философского начала, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические "порывы" ломали устоявшиеся каноны официальной советской поэзии. Все громче и чаще слышались негодующие возгласы литературных ортодоксов и просто завистников. От тех времен сохранился плакат, выпущенный огромным тиражом, на котором рабочий выметает метлой "идеологический мусор", в котором наиболее заметна книжечка с названием "Треугольная груша"

img
1963

Полуопала

В марте 1963 года Никита Хрущев, Первый секретарь ЦК КПСС и глава государства, собрал в Кремле представителей "художественной интеллигенции". На трибуну был вызван Вознесенский. Не успел он сказать и нескольких слов, как Хрущев обрушился на молодого поэта с яростной руганью, с угрозами выслать его из страны. По стране началась кампания проработок и разоблачений. Вознесенский решил на всякий случай не появляться в Москве, скитаясь по стране, где всегда находились его почитатели. Ему повезло, что еще до хрущевской ругани он успел побывать за границей и получить там известность. После снятия Хрущева у Вознесенского с властью складываются двойственные отношения. Его выпускают за границу, но только изредка, отвечая лишь на некоторые приглашения, которые он получает. Его печатают, но чаще не печатают. Каждый его сборник моментально исчезает из магазинов (часть тиража просто забирает себе номенклатура). За три десятка лет критика писала о нем считанные разы. Но, несмотря на замалчивание, неизменным оставалось восторженное почитание поклонников - от "шестидесятников" до современной молодежи - проявляющееся во всегда переполненных залах, где проходили выступления поэта, в ценах черного рынка на сборники, в переписанных от руки текстах, в смелых школьных сочинениях.

img
1964

Театральные постановки

Цикл стихов Вознесенского "Антимиры" (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке; в этом спектакле впервые на сцену с гитарой вышел Владимир Высоцкий. Также на Таганке был поставлен спектакль "Берегите ваши лица", снятый сразу же после премьеры.
Рок-опера "Юнона и Авось" на текст Вознесенского и музыку Алексея Рыбникова, созданная для "Ленкома", приобрела огромную популярность, став классикой жанра. В 1979 году, находясь в полупризнанном - полуопальном положении, Вознесенский принял участие в выпуске неофициального альманаха "Метрополь".

img
1980-е

Эстрадные хиты на стихи Вознесенского

На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе "Миллион алых роз" и "Песня на "бис" Раймонда Паулса, "Начни сначала" (музыка Е. Мартынова), "Плачет девочка в автомате" (музыка Е. Осина), "Новые московские сиртаки" (О. Нестеров), а также много романсов на музыку Микаэла Таривердиева.

img
1990-е

Видеомы

Последние годы, найдя применение своей академической специальности, Вознесенский работал в жанре визуальной поэзии. Всегда стремившийся к синтезу искусств, он соединил чтение стихов с музыкой и демонстрацией так называемых "видеом" - сложных коллажей с использованием текста, рисунков и фотомонтажа. Выставки видеом Вознесенского с успехом проходили в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, в Париже, Нью-Йорке и Берлине. Авторские вечера поэта устраивались во многих городах по всему миру.

img
2010

Андрей Вознесенский умер 1 июня 2010 г. на даче в Переделкино. Похоронен на Новодевичьем кладбище.