Мероприятия
Премьера спектакля «Рана» по роману Оксаны Васякиной
Спектакли
Поделиться
22, 23 и 24 февраля в 18:00 и в 20:30 в Центре Вознесенского состоятся показы спектакля «Рана», существующего на стыке тотальной инсталляции, постдраматического театра, поэтического и аудио-визуального перформанса.
Вход в зал осуществляется при предъявлении QR-кода, ПЦР или экспресс-теста.
Текст пьесы создан Элиной Куликовой, которая выступила режиссером постановки, на основе автофикшн-романа современной феминистской писательницы и поэтессы Оксаны Васякиной. В качестве перформера в проекте участвует актриса, режиссер и куратор Алёна Старостина.
Спектакль «Рана» — это искренний рассказ о смерти и памяти, близости и сексуальности, любви и принятии, который будет сопровождаться необычными для театра приемами: потоками воздуха, запахами, ярким светом и взаимодействием с реальными объектами. Зрители столкнутся со знакомыми реалиями постсоветской России, с дневниками и личными документами автора одноименного романа — поэтессы и писательницы Оксаны Васякиной, кураторки Школы литературных практик и лауреатки поэтической премии «Лицей». Роман «Рана» был опубликован в издательстве «Новое Литературное Обозрение» в 2021 году.
В ходе путешествия вместе с автором по ткани романа каждый зритель сможет получить поистине личное переживание. Режиссер и автор пьесы — Элина Куликова, театральный и оперный режиссер, художница, куратор, номинантка всероссийской национальной премии «Золотая Маска»–2021 в категории «Эксперимент». Главную и единственную роль исполнит Алёна Старостина, двукратная лауреатка премии «Золотая маска» и участница независимого театра Post. Центр Вознесенского продолжает искать новые маршруты миграции литературы на территорию современного искусства.
По сюжету романа «Рана», главная героиня везет прах матери из Волгоградской области в Сибирь, чтобы похоронить его на родине рядом с бабушкой и теткой. Она вспоминает собственное детство и осмысляет неизбежность ухода самых дорогих людей, а также свою женственность и становление. Зрители постановки отправятся в воображаемое путешествие по главным местам повествования — Волжску, Москве, Новосибирску, Астрахани, Усть-Илимску. Города и связанные с ними личные истории начнут оживать благодаря перформансам, акустике, музыке и видео.
Весь спектакль разворачивается внутри изобретенного пространства — тотальной инсталляции, созданной специально для Центра Вознесенского. Место становится главным объектом и работает в рамках четкого тайминга и музыкальной партитуры, а вниманием зрителя управляет сопровождающий их «закадровый голос», световой и видео-дизайн.
Каждый разворачивающийся внутри инсталляции эпизод тесно связан с драматургией проекта и тканью романа. Вместе с ней зритель проделывает собственный путь: отправляется на край темной сибирской ночи, сталкивается с ритуалом прощания, осложненным бюрократической волокитой, попадает в автобус, который следует бесконечной дорогой по холодной тайге, наконец, оказывается перед лицом горя, для выражения которого авторы спектакля нашли специальные слова и форму. Несмотря на личную историю о переживании глубокой экзистенциальной травмы, в ней, этой конкретной истории, словно в зеркале, отражается вся русская жизнь.
Режиссер Элина Куликова:
Для меня очень важно работать с нетрадиционными театральными текстами, написанными женщинами: дневниками, поэзией, автофикшном, экспериментальной прозой. «Рана» — одна из этих историй. Текст романа Оксаны довольно сложно представить в сценическом варианте — это огромная ответственность. Тем не менее идея пришла очень быстро, как отклик на прочитанное. В рамках постановки мы работаем с текстом, и на пространственном уровне — это очень камерный спектакль, рассчитанный на единовременное присутствие 16 зрителей. В «Ране» звучит голос артистки Алёны Старостиной — для меня сразу стало понятно, что именно она должна исполнить текст Оксаны. А пространство, куда попадает зритель — не будем раскрывать всех секретов, — станет, как мы надеемся, особенным опытом. Одна из важных идей, которая для нашей команды становится магистральной, — идея о том, что женщина есть пространство. Как и поэзия, чувственность, Родина и, наконец, смерть. Мы с этой мыслью работаем уже не как с метафорой, а как с методом.
Писательница и поэтесса Оксана Васякина:
Когда Элина Куликова написала мне, что хочет поставить спектакль по моей книге, я была обескуражена. С одной стороны, я не могла себе представить, как можно поставить «Рану» и при этом избежать того, что принято называть «слезовыжималкой». С другой — меня не оставлял эгоистический интерес: я читала профессиональные и читательские рецензии на книгу и видела, как книга откликается у тех, кто мыслит текстом в его сухом взводе. Театральная постановка — это результат вдумчивого чтения и перекодировка литературного пространства в материальный объект и партитуру. Наверное, подумала я, это возможность для меня самой прочитать текст-по новому. Прочитать телом, ведь книга — о теле.
Куратор театральной программы Центра Вознесенского Юлия Гирба:
Лаборатория «Театр vs Текст» продолжается. Закономерно, что важнейший текст романа «Рана» испытывает театром именно Элина Куликова и что происходит это испытание в Центре Вознесенского, где есть место для поиска. Роман-исповедь, роман-некролог, роман-травелог будет представлен в нетеатральном пространстве Черного кабинета режиссером, которая работает на стыке театра и современного искусства очень убедительно. Первый ее лабораторный опыт в Центре по дневникам Джармена «Современная природа» тому подтверждение. Текст романа Оксаны Васякиной, беспрецедентный по силе и смелости личностного высказывания, – рубеж в исследовании и описании человеческого опыта, дает, как нам кажется, неожиданные возможности новому неконвенциональному театру.
Сценический текст был написан Элиной Куликовой вместе с Оксаной Васякиной во время тематической резиденции «Травма» в Доме творчества Переделкино в декабре 2021.
Спектакль «Рана»
по роману поэтессы Оксаны Васякиной
в рамках лаборатории «Театр vs Текст»
Режиссер-постановщик, драматург — Элина Куликова
Исполнительница — Алёна Старостина
Саунд-художник — Дима Ефремов
Художник-сценограф — Анна Комарова
Видео-анимация — Настя Кодрина
Продюсер — куратор театральной программы Центра Вознесенского Юлия Гирба
Продолжительность спектакля — 1 час.
Создатели спектакля:
Оксана Васякина — поэтесса, писательница, кураторка Школы литературных практик на базе московской Высшей школы социальных и экономических наук. Окончила Литературный институт имени Горького, училась в школе перформанса PYR FYR (мастерская Лизы Морозовой). Лауреатка первой степени премии «Лицей». Ее дебютная книга «Женская проза» вышла в 2016 году, вторая — самиздатский сборник «Ветер ярости» — была выпущена в 2017 году. В 2019 году издательство «АСТ» опубликовало третью книгу Васякиной: она включила в себя «Ветер ярости» и была дополнена интервью с журналисткой Екатериной Писаревой и несколькими поэтическими циклами.
Элина Куликова — театральный и оперный режиссер, художница, куратор. Номинантка всероссийской национальной премии «Золотая Маска»–2021 в категории «Эксперимент». Создает спектакли, испытывающие границы театра: проекты для одного зрителя и иммерсивные постановки, сайт-специфик, процессуальные и диджитал-перформансы. Бакалавр факультета Свободных искусств и наук СПбГУ, а также BARD COLLEGE (NY,USA). Участница международных фестивалей искусств («Точка Доступа», «Арт-проспект»); автор спектаклей для Центра им. Мейерхольда, Театра Наций, Центра Вознесенского и многих других.
Алёна Старостина — актриса, режиссер, куратор, постоянная участница независимого театра Post (Санкт-Петербург). Выпускница актерско-режиссерской мастерской Льва Додина. Двукратная лауреатка всероссийской национальной премии «Золотая Маска» в категории «Эксперимент» за работы театра Post; в 2021 году номинирована на премию в качестве лучшего режиссера малой формы за совместную работу с Дмитрием Волкостреловым над спектаклем «Комитет грустящего Божества» по пьесе Павла Пряжко.
Дима Ефремов — саунд-художник, композитор, перформер, режиссер. Резидент мастерских Гаража 2021–2022. Участник Kalv-festival в Швеции, Impuls-academy в Граце, участник международной академии композиторов в г. Чайковском. В конце 2020-го вошел в список The Blueprint 100 в идентичности академического композитора. Соавтор подкаста «Что они делают?» об актуальных процессах в российском перформансе.
Анна Комарова — художница и сценограф. В 2018–2021 году училась по специальности «Сценография» в Школе-студии МХАТ. В 2021 году — участник выставок «Живое вещество», «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» (ГТГ), спецпроекта «Обнять и плакать» VI Уральской индустриальной биеннале. В 2020 — участник Лаборатории Звука (КЦ ЗИЛ) и резиденции «Барабан отдыхает», победитель выставки молодых сценографов в рамках фестиваля «Твой шанс» (Боярские палаты СТД РФ).
Лаборатория «Театр vs Текст» — долгосрочный проект Центра Вознесенского, направленный на изучение новых путей взаимодействия текста и театра и сценическое воплощение произведений, далеких от привычного понимания драматического.
Дата и время
22 февраля 2022
18:00
Почтовая рассылка
Подпишитесь на рассылку и получайте новости о мероприятиях Центра Вознесенского
Условия подписки на нашу рассылку
Нажимая «Я согласен/согласна», пользователь сайта Частного учреждения «Музей и культурный центр
Андрея
Вознесенского» (далее – Музей), размещённого в сети интернет по адресу: http://aav.center, а также любых
сайтов-сателлитов указанного сайта, включая сервисы, программы и продукты, размещенные на указанных
сайтах, а также доступные для перехода по активным ссылкам на указанных сайтах (далее совместно – Сайт),
выражает согласие на регулярной основе получать информационные сообщения о мероприятиях,
запланированных
в Музее.
При оформлении подписки пользователь Сайта предоставляет персональные данные, в том числе адрес электронной почты, имя. В связи с этим, Пользователь Сайта выражает полное и безоговорочное согласие с Положением о персональных данных, размещённом на Сайте.
Пользователь Сайта вправе в любое время отписаться от указанной рассылки, направив Музею электронное письмо, в том числе с помощью формы обратной связи на Сайте. При этом пользователь Сайта по-прежнему сможет связаться с Музеем через форму обратной связи, а также повторно подписаться на рассылку.
Политика конфиденциальности при обработке персональных данных
Настоящее положение определяет политику Частного учреждения «Музей и культурный центр Андрея Вознесенского», далее – Музей, в отношении обработки персональных данных, оно применяется при использовании сайта Музея, размещённого в сети интернет по адресу: http://aav.center , а также любых сайтов-сателлитов указанного сайта, включая сервисы, программы и продукты, размещенные на указанных сайтах, а также доступные для перехода по активным ссылкам на указанных сайтах (далее совместно – Сайт). Пользователь Сайта (далее – Пользователь), используя Сайт, выражает полное и безоговорочное согласие с настоящим положением. В случае несогласия с настоящим положением Пользователю следует воздержаться от использования Сайта.
-
Общие положения
-
Под персональными данными Пользователя понимается:
- любая персональная информация, которую Пользователь предоставляет о себе самостоятельно при регистрации (создании учетной записи) или в процессе использования Сайта;
- данные, которые автоматически передаются сервисам Сайта в процессе их использования с помощью установленного на устройстве Пользователя программного обеспечения, в том числе IP адрес, данные файлов cookie, информация о браузере Пользователя (или иной программе, с помощью которой осуществляется доступ к сервисам), технические характеристики оборудования и программного обеспечения, используемых Пользователем, дата и время доступа к сервисам, адреса запрашиваемых страниц и другое.
- Настоящее положение разработано в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных, соблюдения прав и свобод человека и, в частности, права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
-
Под персональными данными Пользователя понимается:
-
Цели обработки персональных данных Пользователей
- Если иное не установлено законом, при использовании Сайта собираются и хранятся только те персональные данные Пользователя, которые необходимы для использования Сайта, предоставления сервисов или исполнения соглашений и договоров с Пользователем.
-
Персональные данные Пользователя обрабатываются в следующих целях:
- установление с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования Сайта, оказания услуг, обработку запросов и заявок от Пользователя;
- определение места нахождения Пользователя для обеспечения безопасности, предотвращения мошенничества;
- идентификация Пользователя, зарегистрированного на Сайте, для предоставления ему информации об услугах Музея;
- предоставление Пользователю доступа к персонализированным ресурсам Сайта;
- подтверждение достоверности и полноты персональных данных, предоставленных Пользователем;
- создание учетной записи для предоставления информации об услугах Музея и услуг, если они предоставляются в электронном виде, если Пользователь дал согласие на создание учетной записи;
- информирование Пользователя о проходящих в Музее мероприятиях, акциях и иных событиях путем персонализированной электронной рассылки, если Пользователь дал согласие на получение такой рассылки;
- предоставление Пользователю эффективной клиентской и технической поддержки при возникновении проблем, связанных с использованием Сайта;
- осуществление рекламной деятельности с согласия Пользователя;
- осуществление мероприятий по совершенствованию деятельности и улучшению качества обслуживания посетителей Музея;
- исполнение договоров между Пользователем и Музеем, в т.ч. заключенных дистанционным способом на Сайте, а также учета оказанных Пользователю услуг для осуществления взаиморасчетов;
- осуществление иной деятельности в соответствии с Уставом Музея и законодательством, требующей получения от Пользователя персональных данных.
-
Обработка персональных данных и обеспечение их конфиденциальности
- В отношении персональных данных сохраняется конфиденциальность, кроме случаев добровольного предоставления Пользователем информации о себе для общего доступа неограниченному кругу лиц. При использовании отдельных сервисов Пользователь соглашается с тем, что определенная часть его персональной информации становится общедоступной.
- Персональные данные Пользователя могут быть третьим лицам в любом из следующих случаев:
- Пользователь выразил согласие на такие действия;
- передача необходима для использования Пользователем определенного сервиса либо для исполнения определенного соглашения или договора с Пользователем;
- передача предусмотрена российским законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.
- Обработка персональных данных Пользователя осуществляется любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств. Обработка персональных данных Пользователей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». К операциям по обработке относятся: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
- Администрация Сайта принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц.
- Администрация Сайта совместно с Пользователем принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.
- Сроки обработки (хранения) персональных данных определяются исходя из целей обработки, в соответствии со сроком действия договора с Пользователем, требованиями федеральных законов, требованиями операторов персональных данных, по поручению которых Музей осуществляет обработку персональных данных, основными правилами работы архивов организаций, сроками исковой давности. Данные, срок обработки (хранения) которых истек, должны быть уничтожены, если иное не предусмотрено федеральным законом. Хранение Данных после прекращения их обработки допускается только после их обезличивания.
-
Обязанности Сторон
- Пользователь обязан:
- предоставить информацию о персональных данных, необходимую для пользования Сайтом;
- обновлять, дополнять предоставленную информацию о персональных данных в случае изменения данной информации.
- Администрация Сайта обязана:
- использовать полученную информацию исключительно для целей, указанных в настоящем положении;
- обеспечить хранение персональных данных Пользователя в тайне, не разглашать без предварительного разрешения Пользователя, а также не осуществлять продажу, обмен, опубликование либо разглашение иными возможными способами переданных персональных данных Пользователя, за исключением предусмотренных настоящим положением случаев;
- принимать меры предосторожности для защиты конфиденциальности персональных данных Пользователя согласно порядку, обычно используемому для защиты такого рода информации в существующем деловом обороте;
- осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий.
- Пользователь обязан:
- Ответственность
- Администрация Сайта, не исполнившая свои обязательства, несет ответственность за убытки, понесенные Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- В случае утраты или разглашения персональных данных администрация Сайта не несет ответственности,
если эти персональные данные:
- стали публичным достоянием до их утраты или разглашения;
- были получены от третьей стороны до момента их получения администрацией Сайта;
- были разглашена с согласия Пользователя.
- Заключительные положения
- Администрация Сайта вправе вносить изменения в настоящее положение без отдельного согласия Пользователя. Продолжение использования Сайта означает согласие с изменениями настоящего положения
- Новая редакция настоящего положения вступает в силу с момента её размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией.
- Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Музею электронное письмо, в том числе с помощью формы обратной связи на Сайте. После получения такого сообщения обработка персональных данных Пользователя будет прекращена, а его персональные данные будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть (должна быть) продолжена в соответствии с законодательством.
- Музей не осуществляет обработку персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных, философских и иных убеждений, интимной жизни, членства в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, биометрических данных (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности).
- Музей не осуществляет трансграничную передачу персональных данных.
- Настоящее положение является локальным нормативным актом Музея. Настоящее положение является общедоступным. Общедоступность обеспечивается публикацией на Сайте. Настоящее положение может быть пересмотрено в любом из следующих случаев: при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных; в случае получения предписания от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия настоящего положения; по решению руководства Музея; при изменении целей и сроков обработки персональных данных; при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых); при применении новых технологий обработки и защиты персональных данных (в т. ч. передачи, хранения); при появлении необходимости в изменении процесса обработки персональных данных, связанной с деятельностью Музея.