Мероприятия

22 февраля 2022

Премьера спектакля «Рана» по роману Оксаны Васякиной

Спектакли

22, 23 и 24 февраля в 18:00 и в 20:30 в Центре Вознесенского состоятся показы спектакля «Рана», существующего на стыке тотальной инсталляции, постдраматического театра, поэтического и аудио-визуального перформанса.

БИЛЕТЫ

Вход в зал осуществляется при предъявлении QR-кода, ПЦР или экспресс-теста.

Текст пьесы создан Элиной Куликовой, которая выступила режиссером постановки, на основе автофикшн-романа современной феминистской писательницы и поэтессы Оксаны Васякиной. В качестве перформера в проекте участвует актриса, режиссер и куратор Алёна Старостина.

Спектакль «Рана» — это искренний рассказ о смерти и памяти, близости и сексуальности, любви и принятии, который будет сопровождаться необычными для театра приемами: потоками воздуха, запахами, ярким светом и взаимодействием с реальными объектами. Зрители столкнутся со знакомыми реалиями постсоветской России, с дневниками и личными документами автора одноименного романа — поэтессы и писательницы Оксаны Васякиной, кураторки Школы литературных практик и лауреатки поэтической премии «Лицей». Роман «Рана» был опубликован в издательстве «Новое Литературное Обозрение» в 2021 году. 

В ходе путешествия вместе с автором по ткани романа каждый зритель сможет получить поистине личное переживание. Режиссер и автор пьесы — Элина Куликова, театральный и оперный режиссер, художница, куратор, номинантка всероссийской национальной премии «Золотая Маска»–2021 в категории «Эксперимент». Главную и единственную роль исполнит Алёна Старостина, двукратная лауреатка премии «Золотая маска» и участница независимого театра Post. Центр Вознесенского продолжает искать новые маршруты миграции литературы на территорию современного искусства.

По сюжету романа «Рана», главная героиня везет прах матери из Волгоградской области в Сибирь, чтобы похоронить его на родине рядом с бабушкой и теткой. Она вспоминает собственное детство и осмысляет неизбежность ухода самых дорогих людей, а также свою женственность и становление. Зрители постановки отправятся в воображаемое путешествие по главным местам повествования — Волжску, Москве, Новосибирску, Астрахани, Усть-Илимску. Города и связанные с ними личные истории начнут оживать благодаря перформансам, акустике, музыке и видео. 

Весь спектакль разворачивается внутри изобретенного пространства — тотальной инсталляции, созданной специально для Центра Вознесенского. Место становится главным объектом и работает в рамках четкого тайминга и музыкальной партитуры, а вниманием зрителя управляет сопровождающий их «закадровый голос», световой и видео-дизайн. 

Каждый разворачивающийся внутри инсталляции эпизод тесно связан с драматургией проекта и тканью романа. Вместе с ней зритель проделывает собственный путь: отправляется на край темной сибирской ночи, сталкивается с ритуалом прощания, осложненным бюрократической волокитой, попадает в автобус, который следует бесконечной дорогой по холодной тайге, наконец, оказывается перед лицом горя, для выражения которого авторы спектакля нашли специальные слова и форму. Несмотря на личную историю о переживании глубокой экзистенциальной травмы, в ней, этой конкретной истории, словно в зеркале, отражается вся русская жизнь. 

Режиссер Элина Куликова: 

Для меня очень важно работать с нетрадиционными театральными текстами, написанными женщинами: дневниками, поэзией, автофикшном, экспериментальной прозой. «Рана» — одна из этих историй. Текст романа Оксаны довольно сложно представить в сценическом варианте — это огромная ответственность. Тем не менее идея пришла очень быстро, как отклик на прочитанное. В рамках постановки мы работаем с текстом, и на пространственном уровне — это очень камерный спектакль, рассчитанный на единовременное присутствие 16 зрителей. В «Ране» звучит голос артистки Алёны Старостиной — для меня сразу стало понятно, что именно она должна исполнить текст Оксаны. А пространство, куда попадает зритель — не будем раскрывать всех секретов, — станет, как мы надеемся, особенным опытом. Одна из важных идей, которая для нашей команды становится магистральной, — идея о том, что женщина есть пространство. Как и поэзия, чувственность, Родина и, наконец, смерть. Мы с этой мыслью работаем уже не как с метафорой, а как с методом. 

Писательница и поэтесса Оксана Васякина:

Когда Элина Куликова написала мне, что хочет поставить спектакль по моей книге, я была обескуражена. С одной стороны, я не могла себе представить, как можно поставить «Рану» и при этом избежать того, что принято называть «слезовыжималкой». С другой — меня не оставлял эгоистический интерес: я читала профессиональные и читательские рецензии на книгу и видела, как книга откликается у тех, кто мыслит текстом в его сухом взводе. Театральная постановка — это результат вдумчивого чтения и перекодировка литературного пространства в материальный объект и партитуру. Наверное, подумала я, это возможность для меня самой прочитать текст-по новому.  Прочитать телом, ведь книга — о теле.

Куратор театральной программы Центра Вознесенского Юлия Гирба:

Лаборатория «Театр vs Текст» продолжается. Закономерно, что важнейший текст романа «Рана» испытывает театром именно Элина Куликова и что происходит это испытание в Центре Вознесенского, где есть место для поиска. Роман-исповедь, роман-некролог, роман-травелог будет представлен в нетеатральном пространстве Черного кабинета режиссером, которая работает на стыке театра и современного искусства очень убедительно. Первый ее лабораторный опыт в Центре по дневникам Джармена «Современная природа» тому подтверждение. Текст романа Оксаны Васякиной, беспрецедентный по силе и смелости личностного высказывания, – рубеж в исследовании и описании человеческого опыта, дает, как нам кажется, неожиданные возможности новому неконвенциональному театру.

Сценический текст был написан Элиной Куликовой вместе с Оксаной Васякиной во время тематической резиденции «Травма» в Доме творчества Переделкино в декабре 2021. 

Спектакль «Рана»

по роману поэтессы Оксаны Васякиной 

в рамках лаборатории «Театр vs Текст»

Режиссер-постановщик, драматург — Элина Куликова

Исполнительница — Алёна Старостина

Саунд-художник — Дима Ефремов

Художник-сценограф — Анна Комарова

Видео-анимация — Настя Кодрина

Продюсер — куратор театральной программы Центра Вознесенского Юлия Гирба

Продолжительность спектакля — 1 час. 

Создатели спектакля: 

Оксана Васякина — поэтесса, писательница, кураторка Школы литературных практик на базе московской Высшей школы социальных и экономических наук. Окончила Литературный институт имени Горького, училась в школе перформанса PYR FYR (мастерская Лизы Морозовой). Лауреатка первой степени премии «Лицей». Ее дебютная книга «Женская проза» вышла в 2016 году, вторая — самиздатский сборник «Ветер ярости» — была выпущена в 2017 году. В 2019 году издательство «АСТ» опубликовало третью книгу Васякиной: она включила в себя «Ветер ярости» и была дополнена интервью с журналисткой Екатериной Писаревой и несколькими поэтическими циклами. 

Элина Куликова — театральный и оперный режиссер, художница, куратор. Номинантка всероссийской национальной премии «Золотая Маска»–2021 в категории «Эксперимент». Создает спектакли, испытывающие границы театра: проекты для одного зрителя и иммерсивные постановки, сайт-специфик, процессуальные и диджитал-перформансы. Бакалавр факультета Свободных искусств и наук СПбГУ, а также BARD COLLEGE (NY,USA). Участница международных фестивалей искусств («Точка Доступа», «Арт-проспект»); автор спектаклей для Центра им. Мейерхольда, Театра Наций, Центра Вознесенского и многих других. 

Алёна Старостина — актриса, режиссер, куратор, постоянная участница независимого театра Post (Санкт-Петербург). Выпускница актерско-режиссерской мастерской Льва Додина. Двукратная лауреатка всероссийской национальной премии «Золотая Маска» в категории «Эксперимент» за работы театра Post; в 2021 году номинирована на премию в качестве лучшего режиссера малой формы за совместную работу с Дмитрием Волкостреловым над спектаклем «Комитет грустящего Божества» по пьесе Павла Пряжко. 

Дима Ефремов — саунд-художник, композитор, перформер, режиссер. Резидент мастерских Гаража 2021–2022. Участник Kalv-festival в Швеции, Impuls-academy в Граце, участник международной академии композиторов в г. Чайковском. В конце 2020-го вошел в список The Blueprint 100 в идентичности академического композитора. Соавтор подкаста «Что они делают?» об актуальных процессах в российском перформансе. 

Анна Комарова — художница и сценограф. В 2018–2021 году училась по специальности «Сценография» в Школе-студии МХАТ. В 2021 году — участник выставок «Живое вещество», «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» (ГТГ), спецпроекта «Обнять и плакать» VI Уральской индустриальной биеннале. В 2020 — участник Лаборатории Звука (КЦ ЗИЛ) и резиденции «Барабан отдыхает», победитель выставки молодых сценографов в рамках фестиваля «Твой шанс» (Боярские палаты СТД РФ).

Лаборатория «Театр vs Текст» — долгосрочный проект Центра Вознесенского, направленный на изучение новых путей взаимодействия текста и театра и сценическое воплощение произведений, далеких от привычного понимания драматического. 

Дата и время

22 февраля 2022
18:00

1000 руб