В Центре Вознесенского откроется новая выставка «Темная Оттепель» в рамках II сезона «Центра исследований Оттепели».
Билеты
Каждую третью пятницу каждого месяца вход на выставку — бесплатный.
19 февраля Центр Вознесенского запустит II сезон проекта «Центр исследований Оттепели» новой выставкой «Темная Оттепель», посвященной оборотной стороне советской культуры 1960-х годов.
Оттепель — эпоха культурного подъема в жизни страны, изнуренной историческими испытаниями предшествовавших десятилетий. Панельные новостройки, выросшие за считанные месяцы, преобразившийся город, вдохновивший Юрия Пименова, переполненные кафе и питейные заведения, очереди в кинотеатры, поиски нового языка в искусстве, книжный бум. Однако за этим мажорным оттепельным образом зарождается иная культура — стихия Темной Оттепели, полная риска, мистических прозрений, безумных выходок и пограничных состояний.
Несмотря на попытки приписать эпохе торжество свободной личности, официальная Оттепель оставалась верна коллективистскому идеалу, который обрывал связи с широким культурным наследием и символическим измерением. Авторская индивидуальность в контексте Темной Оттепели была не столько целью, сколько инструментом для восстановления этого разрыва и одновременно лабораторией творческого эксперимента.
Герои выставки словно увидели мир в момент солнечного затмения: обнаружив себя блуждающими во тьме, они принялись будто через закопченное стекло вглядываться в закоулки города, кладбища и руины, гримасы случайных прохожих, игнорируя мажорную патетику современников. Александр Арефьев, Оскар Рабин, Шолом Шварц живописали маргиналии оттепельного бытия; Владимир Ковенацкий, Владимир Пятницкий, Алексей Смирнов фон Раух обнаруживали в обыденной действительности пространство метафизического междумирья, о природе которого могли лишь догадываться; Дмитрий Краснопевцев, Дмитрий Плавинский, Борис Свешников созерцали горизонт на границе жизни и смерти, а Наталья Прокуратова стремилась к чистому духовному прорыву, раскрывая в глубинах души скрытые творческие силы.
Новая выставка Центра Вознесенского познакомит зрителя с историческиим и эстетическиим контекстом «Темной Оттепели»: проявит специфический тёмный художественный взгляд на городские сумерки и метафорику литературы беспокойного присутствия. Экспозиционные залы приглашают совершить прогулку по ночным пустым улицам, заглянуть в рюмочную и небольшой склеп и даже приобщиться к духу горных восхождений, совершаемых далеко за пределами городского пейзажа.
На выставке будут представлены работы Александра Арефьева, Андрей Бабиченко, Николая Вечтомова, Владимира Ковенацкого, Дмитрия Краснопевцева, Алексея Паустовского, Дмитрия Плавинского, Натальи Прокуратовой, Владимира Пятницкого, Оскара Рабина, Сергея Романовича, Бориса Свешникова, Алексея Смирнова фон Рауха, Владимира Шагина и Шолома Шварца.
Дмитрий Хворостов, куратор выставочных проектов Центра Вознесенского:
«Представьте, что двигаетесь по улице, где еще несколько часов назад все расцветало красными флагами города, а сейчас — глубокий вечер, из освещения — только мерцающая лампа фонаря, вдоль улицы тянется угрюмый забор, дома смотрят на вас черными пустыми окнами. Вдруг в далеке задвигались тени, горят сигаретные огоньки, раздался глухой смех. Вы оглядываетесь, улица пустая — только вы и черное пятно группы людей впереди. Может быть, это друзья ваших соседей вышли покурить на улицу или работяги после сабантуя никак не разойдутся? А может быть, это группа аспирантов вышла на улицу после неформальной беседы с отцом советской школы медиевистики Ароном Гуревичем? С небольшим промедлением вы делаете шаг навстречу неизбежности и вдруг обнаруживаете себя на линогравюрах Владимира Ковенацкого, с предельной точностью изобразившего этот не поддающийся обычному глазу пейзаж. В его работах мы заглядываем в щель между мирами, однако по-прежнему чувствуем почву под ногами — темный и искрометный юмор художника. Мы будто открываем журнал “Крокодил”, изданный после Апокалипсиса. Темная Оттепель темна как этот грозящий катастрофой переулок. Но темна она и потому, что речь идет о вещах неявных, малопонятных. Мы погружаемся в густую ночь человеческой души, к источнику мирового хаоса, и приглашаем вас опуститься туда вместе с нами».
Иван Ярыгин, куратор:
«Несмотря на яркое единообразие, к которому стремились визионеры новой культуры, Оттепель была вдохновлена очень разными источниками и была исключительно пористым временем, где могли сосуществовать разные представления о действительности. Наряду с новой молодежью, шумно и дерзко утверждавшей свою витальность в жизни и искусстве, можно было встретить множество исчезающих пестрых типажей прошлого. Так, Андрей Вознесенский — один из главных оттепельных поэтов — в своем сближении с Борисом Пастернаком чувствовал, что перенял эстафету Серебряного века. Многое Оттепель в себе синтезировала, многое оставила непроявленным — в частности духовное дерзновение, не нашедшее места в материалистической повестке дня. Но «Тёмная Оттепель» — сложное явление, в котором можно обнаружить не только формалистские художественные опыты начала века, но и продолжение традиции метафизического авантюризма более ранней эпохи романтизма».
Татьяна Сохарева, куратор:
«Сумерки тревожат, вселяют беспокойство, проявляют в подступающей мгле явления, неотрефлексированные, нестабильные, слишком странные для “дневного” поля культуры. Этот образ глубоко символичен как для русской литературы и визуального искусства, так и для области “темных” исследований. Темная Оттепель — это пространство недосказанности, манифестирующее свою промежуточность и двойственность. Оно равноудалено от фасада официальной культуры с ее духоподъемными настроениями и бодрой стилистикой и от проблематики, с которым имеет дело художественное подполье. В фокусе нашего проекта оказались темные города, явившиеся будто с полотен Джорджо Де Кирико, сумеречная зона неофициального искусства — живопись и графика “Ордена нищенствующих живописцев” и лианозовцев, поэзия и проза, служащая точкой входа в ночь: от готической новеллы в ее гоголевском изводе до хулиганских откровений романов Мамлеева».
Исторический контекст
1960-е отпечатались в истории советской культуры мажорным образом периода Оттепели, который сегодня занимает важное место в эстетическом словаре современной России и хорошо изучен. Кинематограф, дизайн, театр, литература часто обращаются к Оттепели как к культурно-историческому феномену с богатым визуальным языком, идеалистическими и сентиментальными образами мира и человека. Вместе с тем, гомогенный эстетический канон не описывал всей пёстрой реальности эпохи, в результате чего в столицах начали возникать неформальные художественные объединения.
Развитие индустрии вечернего досуга и ночных заведений были одним из факторов сближения художников. В сумрачном антураже рюмочных или барачных переферийных районов — но главным образом в появлявшихся у некоторых молодых людей отдельных квартирах — постепенно начали формироваться кружки неофициального искусства и литературы, среди которых Лианозовская школа, Южинский кружок, «Орден нищенствующих живописцев» (ОНЖ) и многие другие.
Другим знаковым феноменом времени стало специальное хранение — особый отдел в библиотеках, где в советские времена можно было встретить неочевидные издания, недоступные для широкой публики. Православные святоотеческие труды, средневековые европейские алхимические сборники, восточная философия, дореволюционная отечественная поэзия и художественная литература, не переиздовавшиеся на тот момент в СССР, — все это можно было обнаружить на полках специального хранения. Спецхран — преимущественно столичное явление — был не только источником редких академических знаний, но и центром притяжения и местом знакомств очень разных интеллектуалов, заинтересованных в вопросах философии, религии, искусства и многих других дисциплин.
Выставка «Темная Оттепель» предлагает заглянуть в советское подполье — туда, где облако едкого табачного дыма, зависшее в воздухе, делает фигуры собеседников трудно различимыми и таинственными, а парадоксальные беседы сбивают с толка и уводят прочь от привычного рационального мышления.
Параллельная программа
В рамках публичной программы к выставке пройдут лекции, посвященные городским сумеречным пейзажам XIX–XX веков, некрореализму и метафизическому реализму Мамлеева, искусству от Ренессанса до Натальи Прокуратовой, традиции мистического детектива и влиянию российского религиозного ренессанса на нонконформизм 1960-х, уикенд художника Алексея Смирнова фон Рауха, а также киноцикл «Темная Оттепель в советском кино». Подробное расписание событий будет доступно на сайте и в соцсетях Центра Вознесенского совсем скоро.
Работы и материалы для выставки предоставляют: Аркадий Агапкин, Александр Андрущенко, Константин Макаревич, Денис Химиляйне, Дмитрий Шагин, архив Сергея Жигалкина, архивы семей Владимира Ковенацкого, Дмитрия Плавинского, Владимира Пятницкого, Алексея Смирнова фон Рауха, галерея «Веллум», музей AZ, KGallery, фонд искусств Prometheus и Q-ART Gallery.
Центр исследований Оттепели (ЦИО) — платформа, объединяющая историков, культурологов, кураторов и специалистов из разных областей знания, занимающихся исследованиями периода советской культуры, который принято называть Оттепелью. ЦИО ведет выставочную, издательскую и образовательную деятельность, направленную на изучение новых и малоизвестных сюжетов 1950–1960-х годов ХХ века. ЦИО запущен Центром Вознесенского в 2022 году.
Первый проект ЦИО — выставка-конструктор, состоящая из последовательно сменяющихся эпизодов, которые презентовали направления деятельности и первые результаты работы центра. Экспозиция исследовала сюжеты, оставшиеся за скобками ее упрощенного описания, размышляла о пост- и контроттепельных сюжетах. Первый сезон проекта прошел в 2022–2023 годах.
Центр Вознесенского — частная институция, рассматривающая современную культуру через текстуальные практики: от экспериментальной поэзии до бытования слова в искусстве, театре и кино. В Центре проходят выставки, лекции, музыкальные вечера, проводятся кинопоказы, презентации книг и встречи с авторами. Центр Вознесенского открылся 12 мая 2018 года и располагается в здании бывшей усадьбы штабс-капитана Демидова, памятнике архитектуры начала XIX века.
Дата и время
19 февраля 2025
13:00
Почтовая рассылка
Подпишитесь на рассылку и получайте новости о мероприятиях Центра Вознесенского
Условия подписки на нашу рассылку
Нажимая «Я согласен/согласна», пользователь сайта Частного учреждения «Музей и культурный центр
Андрея
Вознесенского» (далее – Музей), размещённого в сети интернет по адресу: http://aav.center, а также любых
сайтов-сателлитов указанного сайта, включая сервисы, программы и продукты, размещенные на указанных
сайтах, а также доступные для перехода по активным ссылкам на указанных сайтах (далее совместно – Сайт),
выражает согласие на регулярной основе получать информационные сообщения о мероприятиях,
запланированных
в Музее.
При оформлении подписки пользователь Сайта предоставляет персональные данные, в том числе адрес электронной почты, имя. В связи с этим, Пользователь Сайта выражает полное и безоговорочное согласие с Положением о персональных данных, размещённом на Сайте.
Пользователь Сайта вправе в любое время отписаться от указанной рассылки, направив Музею электронное письмо, в том числе с помощью формы обратной связи на Сайте. При этом пользователь Сайта по-прежнему сможет связаться с Музеем через форму обратной связи, а также повторно подписаться на рассылку.
Политика конфиденциальности при обработке персональных данных
Настоящее положение определяет политику Частного учреждения «Музей и культурный центр Андрея Вознесенского», далее – Музей, в отношении обработки персональных данных, оно применяется при использовании сайта Музея, размещённого в сети интернет по адресу: http://aav.center , а также любых сайтов-сателлитов указанного сайта, включая сервисы, программы и продукты, размещенные на указанных сайтах, а также доступные для перехода по активным ссылкам на указанных сайтах (далее совместно – Сайт). Пользователь Сайта (далее – Пользователь), используя Сайт, выражает полное и безоговорочное согласие с настоящим положением. В случае несогласия с настоящим положением Пользователю следует воздержаться от использования Сайта.
-
Общие положения
-
Под персональными данными Пользователя понимается:
- любая персональная информация, которую Пользователь предоставляет о себе самостоятельно при регистрации (создании учетной записи) или в процессе использования Сайта;
- данные, которые автоматически передаются сервисам Сайта в процессе их использования с помощью установленного на устройстве Пользователя программного обеспечения, в том числе IP адрес, данные файлов cookie, информация о браузере Пользователя (или иной программе, с помощью которой осуществляется доступ к сервисам), технические характеристики оборудования и программного обеспечения, используемых Пользователем, дата и время доступа к сервисам, адреса запрашиваемых страниц и другое.
- Настоящее положение разработано в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных, соблюдения прав и свобод человека и, в частности, права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
-
Под персональными данными Пользователя понимается:
-
Цели обработки персональных данных Пользователей
- Если иное не установлено законом, при использовании Сайта собираются и хранятся только те персональные данные Пользователя, которые необходимы для использования Сайта, предоставления сервисов или исполнения соглашений и договоров с Пользователем.
-
Персональные данные Пользователя обрабатываются в следующих целях:
- установление с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования Сайта, оказания услуг, обработку запросов и заявок от Пользователя;
- определение места нахождения Пользователя для обеспечения безопасности, предотвращения мошенничества;
- идентификация Пользователя, зарегистрированного на Сайте, для предоставления ему информации об услугах Музея;
- предоставление Пользователю доступа к персонализированным ресурсам Сайта;
- подтверждение достоверности и полноты персональных данных, предоставленных Пользователем;
- создание учетной записи для предоставления информации об услугах Музея и услуг, если они предоставляются в электронном виде, если Пользователь дал согласие на создание учетной записи;
- информирование Пользователя о проходящих в Музее мероприятиях, акциях и иных событиях путем персонализированной электронной рассылки, если Пользователь дал согласие на получение такой рассылки;
- предоставление Пользователю эффективной клиентской и технической поддержки при возникновении проблем, связанных с использованием Сайта;
- осуществление рекламной деятельности с согласия Пользователя;
- осуществление мероприятий по совершенствованию деятельности и улучшению качества обслуживания посетителей Музея;
- исполнение договоров между Пользователем и Музеем, в т.ч. заключенных дистанционным способом на Сайте, а также учета оказанных Пользователю услуг для осуществления взаиморасчетов;
- осуществление иной деятельности в соответствии с Уставом Музея и законодательством, требующей получения от Пользователя персональных данных.
-
Обработка персональных данных и обеспечение их конфиденциальности
- В отношении персональных данных сохраняется конфиденциальность, кроме случаев добровольного предоставления Пользователем информации о себе для общего доступа неограниченному кругу лиц. При использовании отдельных сервисов Пользователь соглашается с тем, что определенная часть его персональной информации становится общедоступной.
- Персональные данные Пользователя могут быть третьим лицам в любом из следующих случаев:
- Пользователь выразил согласие на такие действия;
- передача необходима для использования Пользователем определенного сервиса либо для исполнения определенного соглашения или договора с Пользователем;
- передача предусмотрена российским законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.
- Обработка персональных данных Пользователя осуществляется любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств. Обработка персональных данных Пользователей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». К операциям по обработке относятся: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
- Администрация Сайта принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц.
- Администрация Сайта совместно с Пользователем принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.
- Сроки обработки (хранения) персональных данных определяются исходя из целей обработки, в соответствии со сроком действия договора с Пользователем, требованиями федеральных законов, требованиями операторов персональных данных, по поручению которых Музей осуществляет обработку персональных данных, основными правилами работы архивов организаций, сроками исковой давности. Данные, срок обработки (хранения) которых истек, должны быть уничтожены, если иное не предусмотрено федеральным законом. Хранение Данных после прекращения их обработки допускается только после их обезличивания.
-
Обязанности Сторон
- Пользователь обязан:
- предоставить информацию о персональных данных, необходимую для пользования Сайтом;
- обновлять, дополнять предоставленную информацию о персональных данных в случае изменения данной информации.
- Администрация Сайта обязана:
- использовать полученную информацию исключительно для целей, указанных в настоящем положении;
- обеспечить хранение персональных данных Пользователя в тайне, не разглашать без предварительного разрешения Пользователя, а также не осуществлять продажу, обмен, опубликование либо разглашение иными возможными способами переданных персональных данных Пользователя, за исключением предусмотренных настоящим положением случаев;
- принимать меры предосторожности для защиты конфиденциальности персональных данных Пользователя согласно порядку, обычно используемому для защиты такого рода информации в существующем деловом обороте;
- осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий.
- Пользователь обязан:
- Ответственность
- Администрация Сайта, не исполнившая свои обязательства, несет ответственность за убытки, понесенные Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- В случае утраты или разглашения персональных данных администрация Сайта не несет ответственности,
если эти персональные данные:
- стали публичным достоянием до их утраты или разглашения;
- были получены от третьей стороны до момента их получения администрацией Сайта;
- были разглашена с согласия Пользователя.
- Заключительные положения
- Администрация Сайта вправе вносить изменения в настоящее положение без отдельного согласия Пользователя. Продолжение использования Сайта означает согласие с изменениями настоящего положения
- Новая редакция настоящего положения вступает в силу с момента её размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией.
- Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Музею электронное письмо, в том числе с помощью формы обратной связи на Сайте. После получения такого сообщения обработка персональных данных Пользователя будет прекращена, а его персональные данные будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть (должна быть) продолжена в соответствии с законодательством.
- Музей не осуществляет обработку персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных, философских и иных убеждений, интимной жизни, членства в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, биометрических данных (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности).
- Музей не осуществляет трансграничную передачу персональных данных.
- Настоящее положение является локальным нормативным актом Музея. Настоящее положение является общедоступным. Общедоступность обеспечивается публикацией на Сайте. Настоящее положение может быть пересмотрено в любом из следующих случаев: при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных; в случае получения предписания от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия настоящего положения; по решению руководства Музея; при изменении целей и сроков обработки персональных данных; при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых); при применении новых технологий обработки и защиты персональных данных (в т. ч. передачи, хранения); при появлении необходимости в изменении процесса обработки персональных данных, связанной с деятельностью Музея.